Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 09:50 |
В здоровом теле - здоровый дух! | |
Приветствую Вас Гость |
|
Уроки-экскурсии по математике как фактор сохранения здоровья младших школьников
Смолеусова,
Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе: Методическое пособие /
Т.В. Смолеусова.- Москва: Творч. центр, 2005. Известно, что большинство детей страдают различными заболеваниями. По данным Минздрава РФ только 5% выпускников школ полностью здоровы, 80% школьников имеют хронические болезни. Состояние их здоровья, по данным Института возрастной физиологии и Центра начального образования РАО, неудовлетворительное. У 80-90% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья; 18-20% характеризуются пограничными нарушениями психического здоровья, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся: - неподвижность за партой во время урока; - длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоций; - невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни, что нарушает природосообразность обучения; - преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении, опоры на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление; - использование методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих о нем отрывочные представления; - запрещение любых движений, проявления собственной точки зрения (за это пишут замечания в дневник, вызывают родителей), в результате вырастает поколение, не умеющее самостоятельно действовать; - нервно-психические нагрузки из-за оценочного суждения на привычных уроках; -книжное изучение действительности, затрудняющее применение знаний программного материала на практике. Прогулка во время образовательной экскурсии: - освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, осанку, зрение; - снижает шансы развития гиподинамии; - открывает возможности для проявления эмоций; - делает наглядным и доступным программный математический материал, поскольку нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий. Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, музыкальные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Всему этому способствуют общение с природой, прогулки во дворе школы, по городу. Математические экскурсии, как и другие, позволяют осуществлять математическое образование многосенсорно по принципу: вижу+ слышу+ осязаю+ обоняю+ трогаю+ двигаюсь+ чувствую. Ребенок - это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему лишь не хватает жизненного опыта. На образовательных экскурсиях реализуется приоритет субъективного опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой. Слово «экскурсия» в словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Мы рассматриваем образовательные экскурсии, на которых решаются прежде всего познавательные цели. Известно, что младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия, особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной сфере. Мотивирует детей, кроме этого, и доступность, привычность видов действий на уроках-экскурсиях. В.А. Сухомлинский так писал о воспитательной функции экскурсий: «… для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, в лес, на берег реки, в соседние леса. Задача педагога – постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину». Экскурсии пробуждают познавательную активность всех учеников класса; создают условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поскольку в большей мере соответствуют возрастным, функциональным возможностям детей; обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяют задействовать все каналы восприятия информации, «прожить» знание.
|
|
Copyright Педколледж г. Сретенска © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |