Бородина‚
М. Формирование здорового образа жизни младшего школьника: теория и практика реализации задачи
формирования ЗОЖ на уроках математики в начальной школе / М. Бородина // ХХІ век - век профессионалов: материалы
межрегиональной научно-практической конференции. – Чита: ГОУ СПО «Читинский политехнический
колледж»‚ 2011.
Здоровье - одна из
главных ценностей жизни, источник радости. Один из древнейших философов
отмечал: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий
счастливее больного, но богатого короля».
В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит
пудами». Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье
можно сразу, ведь золотник - это примерно
вес одной двухкопеечной монеты, а пуд
- 16 килограммов.
Что же имеют в виду,
говоря о здоровье? Что понимают под этим понятием?
Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие
компоненты: высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям (физиологический
компонент); уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами
и мыслями (психологический компонент); стремление и умение управлять собственным
здоровьем (нравственный компонент).
Здоровье - важнейший
показатель развития ребёнка. Задача сохранения здоровья детей – одно из
приоритетных направлений в работе современной школы, учителя. Ведущая роль в ее
решении, в формировании ответственного отношения детей к собственному здоровью,
конечно, принадлежит родителям, но большая ответственность за воспитание здоровой
личности возложена и на школу, ведь школьное образование представляет собой
один из определяющих и длительных этапов жизни человека.
Д.А. Медведев, говоря о
здоровье детей, отмечал: «Многое,
конечно, зависит от условий жизни детей в семье, от их родителей. Но бесконечно
«кивать» только в сторону семьи нельзя. Значительную часть дня дети находятся в
школе, и, следовательно, заниматься их здоровьем должны не только родители, но
и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. В организации
учебного процесса должен быть применен здоровьесохраняющий и здоровьеформирующий
подход, сводящие до минимума риски для здоровья каждого ученика».
В основу современной
парадигмы образования положена направленность воспитания на развитие человека,
на овладение ценностями культуры, формирование здорового образа жизни. Говоря о здоровом образе жизни, Л.И. Алёшина
так определяет это понятие: ЗОЖ – это
система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических)
в различных сферах деятельности.
Следует отметить, что
формирование положительных мотивов к ЗОЖ у школьников – это не стихийный
процесс, а целенаправленное педагогическое воздействие.
Большая роль в формировании ценностного отношения школьников
к своему здоровью принадлежит учителю, задача которого заключается в создании
условий для принятия детьми ценностных ориентаций и культуры ЗОЖ, воспитание у
них способности к самореализации через физическую, познавательную активность
как основу здоровья.
| Средства формирования ЗОЖ на уроках математики в начальной школе (1,6 Мбайт) скачать
|
Назад На главную страницу