Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 09:50

В здоровом теле - здоровый дух!

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей

Орехова, Т.Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей / Т.Ф.Орехова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.-2002.-№10.

Не секрет, что за период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. В исследованиях, проведенных под руководством В. Ф. Базарного, утверждается, что источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности. «Традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально «вытравили» из школы такие детерминанты биологического развития человека как прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и др. Все это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического чувственного угнетения и недоразвития», - утверждает ученый.

Математика — один из основных предметов начальной школы. Уроки математики занимают от 20% до 25% учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущие к снижению качества здоровья.

В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в частности, в связи с появлением новой научной дисциплины - валеологии. Несомненно, валеологические исследования способствуют отысканию способов организации процесса, «безвредных для здоровья». Однако валеология исследует эти вопросы лишь внешним по отношению к содержанию и методам обучения конкретному предмету образом.

Между тем психологическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения. Здоровье ребенка зависит и от того, чему учат ребенка, как организован учебный материал, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя достаточно значимым.

Приведем пример: Во 2 классе учитель начертил на доске два угла: острый и тупой (до обучения сравнению углов) и задал вопрос: «Какой угол больше?» Сразу же поднялось несколько рук, и первый спрошенный ученик, показав на острый угол, сказал: «Этот угол больше». Каждый, кто знает школьную геометрию, скажет, что ответ неправильный. Однако, отвергнув этот ответ как неправильный, заодно отвергается и личный опыт ученика, его индивидуальное видение. Для него острый угол больше тупого потому, что он «углее» тупого, он испытал это через собственные синяки и ссадины. Чем ближе угол к развернутому, тем менее он похож на угол. По существу, сравнение углов учащимися в описанном эпизоде - это сравнение по кривизне угла (А. Д. Александров), которое не отвергается математиками, но в школьном курсе геометрии не рассматривается.

Как скажется отсечение личного опыта на психологическом, а через него и на физическом здоровье ученика? Можно предположить, что не положительно. Если такое отсечение будет происходить и по другим поводам в связи с изучением другого учебного материала, то ребенок останется без опоры на то, что он знал и умел прежде. Это значит, что в собственных глазах он станет ничего не знающим, беззащитным.

Этот пример и ему подобные позволяют задать вопросы:

- Какие компоненты методики обучения математике, сложившиеся к настоящему времени, являются «здоровьеопасными» (по аналогии с термином «ошибкоопасное место» в методике русского языка)?

- Как снизить «здоровьеопасность» обучения математике?

- Как сделать обучение математике «здоровьесберегающим» не только во внешней, организационной, но и в своей содержательной, внутренней части?

Сегодня педагоги - исследователи выявили следующие отрицательные последствия обучения вообще и математики в частности: физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике; повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, из-за иного, чем у учителя, понимания смысла, назначения и обозначения изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможности подготовиться  к  этой работе. 


Назад   На главную страницу
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Часы
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Педагогический колледж г. Сретенска
  • Психология здоровья (учебно-методический портал)
  • Погода в Сретенске
    Яндекс.Погода

    Copyright Педколледж г. Сретенска © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz