Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 09:50 |
В здоровом теле - здоровый дух! | |
Приветствую Вас Гость |
|
Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей
Орехова, Т.Ф. Влияние
современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей / Т.Ф.Орехова
// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.-2002.-№10. Не секрет, что за период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. В исследованиях, проведенных под руководством В. Ф. Базарного, утверждается, что источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности. «Традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально «вытравили» из школы такие детерминанты биологического развития человека как прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и др. Все это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического чувственного угнетения и недоразвития», - утверждает ученый. Математика —
один из основных предметов начальной школы. Уроки математики занимают от 20% до
25% учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно
зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения
в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта,
повышения уровня тревожности детей, ведущие к снижению качества здоровья. В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в частности, в связи с появлением новой научной дисциплины - валеологии. Несомненно, валеологические исследования способствуют отысканию способов организации процесса, «безвредных для здоровья». Однако валеология исследует эти вопросы лишь внешним по отношению к содержанию и методам обучения конкретному предмету образом. Между тем психологическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения. Здоровье ребенка зависит и от того, чему учат ребенка, как организован учебный материал, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя достаточно значимым. Приведем пример: Во 2 классе учитель начертил на доске два угла: острый и тупой (до обучения сравнению углов) и задал вопрос: «Какой угол больше?» Сразу же поднялось несколько рук, и первый спрошенный ученик, показав на острый угол, сказал: «Этот угол больше». Каждый, кто знает школьную геометрию, скажет, что ответ неправильный. Однако, отвергнув этот ответ как неправильный, заодно отвергается и личный опыт ученика, его индивидуальное видение. Для него острый угол больше тупого потому, что он «углее» тупого, он испытал это через собственные синяки и ссадины. Чем ближе угол к развернутому, тем менее он похож на угол. По существу, сравнение углов учащимися в описанном эпизоде - это сравнение по кривизне угла (А. Д. Александров), которое не отвергается математиками, но в школьном курсе геометрии не рассматривается. Как скажется отсечение личного опыта на психологическом, а через него и на физическом здоровье ученика? Можно предположить, что не положительно. Если такое отсечение будет происходить и по другим поводам в связи с изучением другого учебного материала, то ребенок останется без опоры на то, что он знал и умел прежде. Это значит, что в собственных глазах он станет ничего не знающим, беззащитным. Этот пример и ему подобные позволяют задать вопросы: - Какие компоненты методики обучения математике, сложившиеся к настоящему времени, являются «здоровьеопасными» (по аналогии с термином «ошибкоопасное место» в методике русского языка)? - Как снизить «здоровьеопасность» обучения математике? - Как сделать обучение математике «здоровьесберегающим» не только во внешней, организационной, но и в своей содержательной, внутренней части? Сегодня педагоги - исследователи выявили следующие отрицательные последствия обучения вообще и математики в частности: физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике; повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, из-за иного, чем у учителя, понимания смысла, назначения и обозначения изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможности подготовиться к этой работе. |
|
Copyright Педколледж г. Сретенска © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |