Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:32

В здоровом теле - здоровый дух!

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Развитие здоровьесберегающей компетентности педагога

Стяжкина В.А., ст. преподаватель кафедры психологии и специального образования ИПК и ПРО УР.

 

Здоровьесбережение является одной из самых актуальных проблем современной школы. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Учителю для осуществления эффективной образовательной деятельности необходимо быть компетентным в вопросах сбережения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся, т.е. должна быть сформирована «здоровьесберегающая компетентность» педагога.

Здоровьесберегающая компетентность - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, основанной на интеграции знаний и опыта. Существует устойчивая взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в ведении ЗОЖ, уровнем грамотности в вопросах восстановления всех аспектов здоровья и оказанием соответствующего воспитательного воздействия на учеников. Чем ниже уровень грамотности педагога в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению ЗОЖ, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на школьников. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда педагог не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует знания и умения на практике. Одна из наиболее разработанных моделей здоровьесберегающей компетентности педагога представлена на рис.


Как видно из представленной модели, большое значение в деятельности учителя играет использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Практически любая педагогическая технология может обладать тем или иным здоровьесберегающим потенциалом, если она грамотно реализуется и подходит для данной педагогической ситуации. Но в настоящее время и весь комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, применяемых в образовательных учреждениях, получил название «здоровьесберегающие технологии», хотя собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет [1].

Система работы по формированию здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) может оказаться недостаточной в образовательном учреждении, если не уделяется должное внимание психологическому здоровью учащихся. Таким образом, можно говорить о психологизации образования как формы здоровьесбережения.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей:

- стрессовая педагогическая тактика;

- интенсификация учебного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- нерациональная организация учебной деятельности;

- функциональная неграмотность педагога;

- отсутствие системы работы по формированию здоровья и ЗОЖ.

Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика. Негативное, пренебрежительное, подавляющее ребенка отношение учителя является очень трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями. Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у директоров промышленных предприятий. По данным многих исследований даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, нервные истощения, неврозы. Для педагогов со стажем работы 15–20 лет характерны психоэмоциональное истощение, профессиональное выгорание,

Таким образом, в стрессовой ситуации учитель оказывается и «палачом», и «жертвой» одновременно. Как можно решить эту сложную проблему? Одним из важных направлений является развитие психологической культуры, коммуникативных способностей и навыков саморегуляции педагогов. Психологизация образования предусматривает введение в образовательную практику психолого-педагогических методов: учёта индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей учащихся в процессе обучения, оказания педагогической поддержки ученику.

Для развития здоровьесберегающей компетентности необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетенций в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс. Для организации работы по данным направлениям необходимо внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесберегающего поведения, как основы здорового образа жизни обучающихся, и развитие психологической культуры, коммуникативных способностей и навыков саморегуляции педагогов.

Список использованной литературы

1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

2. Чеконов, А.Д. Формирование здоровьесберегающей стратегии образовательного учреждения. Режим доступа: http://www.info-alt.ru/index.php?option=com_content


Назад   На главную страницу

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Часы
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Педагогический колледж г. Сретенска
  • Психология здоровья (учебно-методический портал)
  • Погода в Сретенске
    Яндекс.Погода

    Copyright Педколледж г. Сретенска © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz