Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 10:32 |
В здоровом теле - здоровый дух! | |
Приветствую Вас Гость |
|
Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогаСтяжкина В.А., ст. преподаватель кафедры психологии и специального образования ИПК и ПРО УР.
Здоровьесбережение является одной из самых актуальных проблем современной школы. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Учителю для осуществления эффективной образовательной деятельности необходимо быть компетентным в вопросах сбережения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся, т.е. должна быть сформирована «здоровьесберегающая компетентность» педагога. Здоровьесберегающая компетентность - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, основанной на интеграции знаний и опыта. Существует устойчивая взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в ведении ЗОЖ, уровнем грамотности в вопросах восстановления всех аспектов здоровья и оказанием соответствующего воспитательного воздействия на учеников. Чем ниже уровень грамотности педагога в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению ЗОЖ, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на школьников. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда педагог не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует знания и умения на практике. Одна из наиболее разработанных моделей здоровьесберегающей компетентности педагога представлена на рис.
Как видно из представленной модели, большое значение в деятельности учителя играет использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Практически любая педагогическая технология может обладать тем или иным здоровьесберегающим потенциалом, если она грамотно реализуется и подходит для данной педагогической ситуации. Но в настоящее время и весь комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, применяемых в образовательных учреждениях, получил название «здоровьесберегающие технологии», хотя собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет [1]. Система работы по формированию здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) может оказаться недостаточной в образовательном учреждении, если не уделяется должное внимание психологическому здоровью учащихся. Таким образом, можно говорить о психологизации образования как формы здоровьесбережения. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей: - стрессовая педагогическая тактика; - интенсификация учебного процесса; - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; - нерациональная организация учебной деятельности; - функциональная неграмотность педагога; - отсутствие системы работы по формированию здоровья и ЗОЖ. Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика. Негативное, пренебрежительное, подавляющее ребенка отношение учителя является очень трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями. Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у директоров промышленных предприятий. По данным многих исследований даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, нервные истощения, неврозы. Для педагогов со стажем работы 15–20 лет характерны психоэмоциональное истощение, профессиональное выгорание, Таким образом, в стрессовой ситуации учитель оказывается и «палачом», и «жертвой» одновременно. Как можно решить эту сложную проблему? Одним из важных направлений является развитие психологической культуры, коммуникативных способностей и навыков саморегуляции педагогов. Психологизация образования предусматривает введение в образовательную практику психолого-педагогических методов: учёта индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей учащихся в процессе обучения, оказания педагогической поддержки ученику. Для развития здоровьесберегающей компетентности необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетенций в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс. Для организации работы по данным направлениям необходимо внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесберегающего поведения, как основы здорового образа жизни обучающихся, и развитие психологической культуры, коммуникативных способностей и навыков саморегуляции педагогов. Список использованной литературы 1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 2. Чеконов, А.Д. Формирование здоровьесберегающей стратегии образовательного учреждения. Режим доступа: http://www.info-alt.ru/index.php?option=com_content |
|
Copyright Педколледж г. Сретенска © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |