Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:16

В здоровом теле - здоровый дух!

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Обучение математике и здоровье учащихся

Царева, С.Е. Обучение математике и здоровье учащихся / С.Е.Царева // Начальная школа.-2002.-№11


Для преодоления отрицательных последствий обучения математике необходимо выявить соответствующие средства. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за работой учителей, учащихся на уроках и дома, позволил выделить группы таких средств.

Первая группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучение математике. К этой группе мы отнесли физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами. Это:

- различные физкультминутки, не содержащие обучающих математике элементов, например: «перемена поз» и упражнения для глаз (по В.Ф. Базарному);

- упражнения, стимулирующие биологически активные точки (по А.А. Уманской);

- комплекс  физических  упражнений – наклонов, приседаний, вращательных движений рук и т.п.

Реальную пользу физкультминутки приносят только тогда, когда упражнения действительно способствуют оздоровлению детей. Обучаясь в школе, ребенок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечет за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». В.Ф. Базарный утверждает: «Ребенок нормально растет, когда он на ногах». Наиболее удобно применять позу «стоя» при объяснении учителя, ответах учеников, при проведении устных и письменных упражнений. И хорошо, если эти упражнения проводятся не только в середине, но и в конце урока. Главным здесь является не столько длительное стояние, сколько сам акт смены поз.

В.Ф. Базарный предлагает установить на школьные столы настольные конторки для того, чтобы письменные работы можно было выполнять стоя. Если столы одноместные, то ученик периодически может менять позу, если двухместные, то возможна смена мест несколько раз в течение урока.

Эффективным средством снятия учебной нагрузки, переутомления являются специальные упражнения для глаз, которые предлагает В.Ф. Базарный. Это упражнения на движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательных траекторий». Схема содержит пять траекторий для движения глаз: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнение выполняется стоя 10-15 раз.

Важное место в системе «физкультминуток» должна занять психогимнастика – упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики, на развитие умения общаться со сверстниками, выражать свои чувства и др. Психогимнастика  поможет формировать положительные черты характера, изжить страхи.

Во вторую группу включают средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. В эту группу относят физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий. Например: учащиеся, выполняя двигательные упражнения, сопровождают их определенными дополнительными действиями: ведут счет, повторяют таблицу сложения вычитания и т. д. Здесь же они могут выполнять измерение шагами, проговаривать названия натурального ряда чисел, правила, изображать геометрические фигуры, конструировать пространственные образы математических понятий. Примером упражнение этой группы являются ритмические игры, такие как «Поймай мяч».

К этой же группе мы отнесли «живые построения». Например, четверым учащимся предлагают взяться за руки и образовать квадрат, изобразить куб, цилиндр, пирамиду. Прием «живого построения» можно использовать при усвоении компонентов действий, при знакомстве с задачами на движение (равномерное, неравномерное, встречное, в противоположных направлениях, в одном и том же направлении и т.п.), при показе в движении математических действий. Кроме физического и математического развития при соприкосновении рук возникает чувство защищенности, единства, близости. Не зря в народной русской педагогике придавали огромное значение хороводам.

Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова предложили использовать на уроках математики «схему класса»: на схеме общепринятыми условными знаками изображается классная комната вместе с учителем и учащимися (парты, учащиеся, доска, учитель, стол и т.д.) Вначале, организовывая игру, учитель на схеме показывает, кто и где из учащихся должен встать. Такие задания по математике представляются с помощью ярких картинок, включаются в сказочный сюжет. В дальнейшем учитель может показать на схеме, что за ответ он хочет услышать. При постоянном использовании на уроках «схемы класса» у учащихся развивается пространственное мышление, умение быть внимательным (учитель в любой момент может проверить, слушает ли его ученик).

К этой же группе средств можно отнести карточки «Я» и «Хор», также предложенные Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой («Введение в школьную жизнь»). На карточке «Я» условно изображен ребенок с поднятой рукой, «Хор» - несколько детских головок с открытыми ртами. Показ карточки «Я» означает: нужно вслух говорить только одному, а остальным – слушать. Показ карточки «Хор» - это сигнал хорового проговаривания. При хоровых ответах дети получают возможность осваивать действия в «плане громкой речи» (П.Я. Гальперин), учатся слушать своих одноклассников, говорить одновременно со всеми классом. Хоровое проговаривание позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, ощущать участником общего дела. Работа по названным схемам способствует развитию внимания и частично возмещает дефицит громкой речи на уроках.

К третьей группе относят средства, которые называют «завлекалочками». Это задания, которые своей  внешней  привлекательностью незаметно втягивают учащихся в познавательную деятельность. Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на математическое содержание заданий.

Например, на доске – изображение кувшинов и цветов. На каждом кувшине – число, на каждом цветке – числовое выражение. Задание: помогите разобраться, какие цветы нужно «поставить» в каждую вазу; поставьте цветы в вазы; выберете самый красивый букет, самый «трудный» букет. К этой же группе относятся задачи в рифмованной форме, задания - игры (математическое лото, домино) и т.п. Например, включение в урок задач вида

Есть у нашего Андрейки на покупку сладкой плюшки

Шесть монет по 2 копейки. Сколько денег у Андрюшки?

значительно повышает познавательный интерес младших школьников.

Или дидактическая игра «Засели домик жильцами» приближает математические понятия, объекты, изучаемые на уроках, к реальной жизни, показывает роль математических знаний в жизни человека.


Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Часы
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Педагогический колледж г. Сретенска
  • Психология здоровья (учебно-методический портал)
  • Погода в Сретенске
    Яндекс.Погода

    Copyright Педколледж г. Сретенска © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz