Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Развитие экоцентрического типа экологического сознания будущего учителя в процессе изучения ЕНД
Шкуракова‚ Н.Г. Развитие
экоцентрического типа экологического сознания будущего учителя в процессе
изучения естественнонаучных дисциплин / Н.Г.
Шкуракова // Ноосферное образование и проблема становления целостной картины
мира: материалы региональной НПК.-Чита: Изд-во ЗабГПУ‚ 2004.-Том 2.
Экологическая
диктатура - важнейший геополитический факт конца XX и первой половины XXI
веков. Мировое сообщество, интуитивно осознавая этот факт, не остается
безразличным к испытаниям ядерных зарядов, к запускам ракетных систем, к современным
городам как факторам популяционного стресса, к зонам экологических бедствий, к
природным, техногенным и социогенным катастрофам, к событиям, происходящим в
так называемых горячих точках планеты.
Проблема выживания
на всех контингентах по существу вышла за политические границы и не может быть
разрешена силами одного государства или группы государств: или
выживают все, или не выживает никто. Поэтому, когда говорят о здоровье той или
иной нации, очень важно понять, в каких отношениях находится эволюция данной нации
с глобальными закономерностями эволюции человека на планете.
Феномен
здоровья нации - это ее эволюция, где условия жизни, социально-поли-тические,
экономические, экологические институты соответствуют природным свойствам
человека в данный момент геофизического, планетарного, антропогенного цикла.
На ранних
этапах эволюции человека его роль и положение, занимаемое в биосфере, принципиально
не отличались от роли любого существа. Человек как биологический вид
взаимодействовал с окружающим миром, но не знал законов этого мира, при этом
ощущая их воздействие на себе. Взаимодействие с природой ограничивалось только
отправлением биологических потребностей. На этом этапе развития человек был гармонично
включен в
биосферу. С возникновением сельского хозяйства человек становится менее зависим
от природы. Огромные территории, малочисленное население - всё это позволяло не
ощущать последствий хозяйственной деятельности и создавало иллюзию господства
человека над природой. По мнению В.И. Блинникова, именно в этот период
происходит закладка антропоцентрического типа сознания: «Человек - хозяин,
природа существует для удовлетворения его потребностей, а если где-то что-либо
разрушалось, то он без особых проблем менял место обитания».
Дальнейшее
отчуждение человека от природы относится к средним векам. В этот период
происходит развитие науки, совершенствуется техника, происходит утверждение
христианства. Особо нужно отметить роль техники в отрыве человека от его корней,
поскольку техника облегчает жизнь, делает её более комфортной и удобной, позволяет
снизить каждодневные затраты, т.е. сделать жизнь более удобной. Основной смысл
техники состоит в преобразовании среды, в манипулировании природными материалами
для целей человеческого существования. Но развитие научно-технического прогресса
всё больше отдаляет человека от природы, делает его всё более зависимым. Последующее
развитие взаимоотношений человека и природы было обусловлено развитием науки,
совершенствованием техники и упрочением морально-нравственной основы, созданной
религией. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что формируется антропоцентрический
тип экологического сознания, для которого характерны осознание человека как
высшей ценности и природы в качестве его собственности, восприятие природы как
объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и
целей взаимодействия с ней.
Назад На главную страницу
|
Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Погода в Сретенске |
---|
|
|